Москва  +7 (495) 731-54-64              
info@avto-milena.ru               
ГлавнаяНовостиМагазинАвтосервисЗапчастиУслугиСТОВакансииКонтактыанонсы из мира авто

Мода на МАДИ

 

МАДИ - это фирмаКуда податься молодому человеку, помешанному на автомобилях? Было время, когда звание "инженер" звучало гордо. Те времена застал мой прадедушка-инженер.  Потом у нас стало чуть не полстраны инженеров, но однажды они в одночасье куда-то подевались. На госпредприятиях, наверное, осели, с крошечными окладами. Сейчас - другое дело. Как смотрит профессура МАДИ - Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета) -  на будущее своих выпускников?  Об этом редактор нашего сайта Елена Новикова беседует с проректором по науке профессором  Владимиром Носовым. 

- Владимир Петрович, как ваш институт пережил переходный период от социализма к капитализму? Во многих вузах ощущался явный недобор студентов. 

- На протяжении трудных лет перестройки у нас всегда был конкурс больше двух человек на место, потому что наша специальность востребована во все времена. 

- А в последние годы?

- Это переменная величина. Не исключено, что если в прошлом году где-то был маленький конкурс, то в следующем году в надежде на низкий проходной балл туда придет гораздо больше народу. Долгое время у нас самой модной считалась кафедра экономики автомобильного транспорта и кафедра инженеров осуществляющих ремонт автоподъемников. Но из-за слишком высокого конкурса поток напуганных абитуриентов схлынул. "Организация перевозок и безопасность движения" - на эту специальность в прошлом году был самый высокий конкурс, так же как на АСУ. Традиционно высокий "спрос" у абитуриентов на организацию дорожного движения, экономику автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, автомобильный транспорт, а в последние годы и на дороги. Какое-то время на мосты поступало не слишком много желающих: очень тяжело учиться. И работу найти трудно. Зато в последнее время развернулось строительство туннелей. Я поступал в 55-м году на самый в то время престижный факультет - мосты. 

- Инженеров каких специальностей растит МАДИ?

- Помимо специалистов в области автотранспорта наш университет традиционно готовит их в области строительства мостов, дорог и аэродромов. Последняя специальность всегда немного изменялась, когда-то выпускники назывались инженерами путей сообщения. В связи с ростом роли автодорог спрос был не только на инженеров, но и на научные разработки. Это помогло нам сохранить профессорский состав. Преподавательской работы, заказов на научно-исследовательские и всякого рода инженерные работы строительным и проектным организациям хватало. Еще есть специальность "дорожные машины": это снегоуборочная техника, ремонтное оборудование. 

- Какие специальности добавились после перестройки?

- Экономический факультет сразу получил существенное развитие. Начали выпускать специалистов по менеджменту, логистике. Новая специальность - "Инженерно-техническое обеспечение аэродромных служб". Современный аэродром - это огромное количество техники для заправки топлива, доставки груза от терминала до самолета, очистки взлетно-посадочных полос. 

- А разве такой специальности нет в Институте инженеров гражданской авиации?

- Нет, аэродромщиков готовим только мы. Есть шуточное определение, что аэродром - это такая же дорога, только пошире. Еще выпускаем специалистов для ГИБДД в области безопасности дорожного движения.  - У вас есть свое училище внутренних дел?

- Да, но люди, занятые в сфере безопасности движения, должны иметь специальные знания. В училище МВД готовят юристов, а мы - специалистов, знающих и дорожную технику, и автомобильное хозяйство. Еще у нас есть кафедра юриспруденции для лиц с высшим образованием. 

- Mercedes как учебное пособие. Студенты наверняка изучают иномарки. Где берете учебные пособия? 

- Рассчитывать на то, что за счет бюджетных денег сможем приобрести иномарку, не приходится. Часть своих площадей университет сдал в аренду станциям технического обслуживания, и к ним мы всегда можем привести группу студентов. Наши преподаватели работают там консультантами. Кафедра эксплуатации поддерживает связь с фирмами, проводит с ними научные работы, а те дают машины для обучения, разрабатывают совместные планы. 

- Вы конкурируете с другими научными институтами или сотрудничаете? 

- В прошлом нас связывали чисто партнерские отношения. По старой системе финансирования и нам выделяли долю, и им. Сейчас не так. АЗЛК, выпускавший многие годы "Москвич", просто не работает. ВАЗ работает, но больших заказов на научные исследования не получаем ни мы, ни НАМИ, ни НИАТ. Сегодня средства распределяются на конкурсной основе. Их объем чрезвычайно мал. Немного лучше ситуация у строителей. Наших специалистов привлекают к научному сопровождению проекта. Но сказать, что заказов всем хватает, было бы преувеличением. Зато у нас льготное налогообложение, мы меньше платим за воду, землю. 

- Куда может пойти работать молодой человек, закончивший МАДИ? - Он идет в автосалоны на предпродажную подготовку, менеджером, в сервис. 

- То есть, заходя в автосалон, мы сталкиваемся с выпускниками МАДИ?

- Да.

- Сколько у вас мальчиков, сколько девочек?

- Механик - это традиционно мужская профессия, хотя среди них встречаются и представительницы слабого пола.

- И чем они там занимаются? 

- Ну не все же выпускники идут работать по специальности. Просто получают диплом, и все. Много девушек на экономическом факультете. Примерно поровну - на "дорогах". 

- У вас учатся иностранцы? - В МАДИ учатся студенты более чем из 60 стран.   - Среди них есть более или менее развитые? - В основном это страны Среднего Востока.  - Ну а какая самая развитая?

- Из "большой восьмерки" нет.

- Я догадываюсь. Китайцы грызут наш гранит - Раньше приезжали из Чехословакии, Венгрии. А сейчас китайцы. У них своих вузов мало, поэтому едут сюда. Традиционно много арабов из Сирии, Ливии.  - Там хороший автопарк, неужели они не могут отправить детей в другое место?

- Едут те, кто победней. Тем более что у нас есть квоты на государственное бесплатное обучение иностранцев. Часть учится по контрактам, а часть - бесплатно. Грызут гранит науки бразильцы, аргентинцы, перуанцы. Вьетнам активно присылает студентов. К сожалению, уровень их подготовки низок, особенно по физике, математике, теоретической механике. Это раньше многие иностранцы были отличниками. Но за последние 28 лет у них нет ни одного диплома с отличием. А многим вьетнамцам-китайцам просто нужна "крыша" для торговли. Недавно, правда, учился очень упорный киприот. Его отец, хозяин фирмы, хотел, чтобы сын его сменил. Есть отличник из Африки, магистр, получает повышенную стипендию - 600 рублей. 

- Какая у вас иерархическая лестница?

- После 4-го курса студент может сдать квалификационный экзамен на звание бакалавра и продолжить обучение либо на инженера, либо на магистра, либо уйти из института.

- То есть инженер - это прикладная специальность, а магистр - научная?

- Приблизительно так. Магистр обучается два года. Затем - аспирантура.

- В аспирантуру большой конкурс?

- Особого нет. Правда, на отдельные специальности, например эксплуатация автотранспорта, по всей видимости, будет. 

- Наверное, это специфика вашего вуза: лучше остаться инженером, нежели ученым. 

- Да, научные направления современную молодежь не привлекают. 

- Существует обмен студентами?

- Раньше государство брало на себя расходы, чтобы направить за границу студента. А сегодня надо или чтобы платил институт, а у нас нет средств, или чтобы сам человек раскошелился. Кто имеет возможность, тот сразу и поступает в заграничные учебные заведения. К нам не хотят ехать оттуда, куда есть смысл направлять студентов.

- Каков средний возраст ваших преподавателей?

- Высшая школа сегодня на пороге кризиса. У нас проблема с нормальным процессом замены преподавательского состава. Ведущие специалисты - это люди, перешагнувшие пенсионный рубеж. Заинтересовать выпускников, чтобы они пришли работать преподавателями, можно только освободив их от службы в армии. 

- Каков выход из этой ситуации?

- Мы ждем.

- Извините за нескромный вопрос, но какова ваша зарплата?

- Где-то тысяч тридцать пять с половиной. Я профессор, доктор наук. Это зарплата по должности. Кроме этого занимаюсь с аспирантами, веду научные работы. 

- Какие?

- Ну, например, по проблемам утилизации отходов.

- Это государственный заказ?

- Да. Ведь дорожное строительство - очень материалоемкая отрасль. Возьмем отходы теплоэлектростанции: золо-шлаковые смеси обладают вяжущими свойствами и используются в основании дороги; крошку от изношенных шин добавляют в асфальтобетон для придания эластичности. 

- Известно, что наших программистов ценят на Западе. А выпускники МАДИ могут там работать?

- Могут. Наш диплом высоко котируется.

 - Где?

- В Штатах, например. Один наш бывший преподаватель работает там в проектной организации. В вуз его не взяли из-за языка. Но в проектной организации он быстро нашел себе работу. Если приедете на завод "Ford", увидите там наших.  С пивом по жизни.

- Прошлогодних?

- Да нет, те давно уехали. Им уже по 40. Работали день и ночь, занимались акустикой, выбились в руководители подразделений. В Австрии наши аспиранты работают. Юрий Викторович Горшков, декан факультета "Автомобильный транспорт", недавно был в Германии. Идет мимо главного конвейера, слышит: "Юрий Викторович!" Оборачивается - студент. Переехал после службы в армии. Стоит у конвейера с бутылкой пива. У них на работе одну можно. Больше - нет, уволят. Ребята пробиваются, в рядовых ходить не хотят. Если настойчивы - станут руководителями предприятий.  

- Как трудоустраиваются выпускники?

- Начиная с третьего курса они проходят производственную практику на предприятиях сервиса, автозаводах, в транспортных компаниях. Наши же выпускники командуют этими предприятиями и с удовольствием берут студентов, потому что знают школу МАДИ. Сейчас уже идет разговор о том, что мы начнем готовить специалистов по прямым контрактам с фирмами. Например, для одной мы уже готовим семь человек. Ребята прошли курс устройства автомобилей Volvo, сейчас проходят курс эксплуатации. 

- То есть эти ребята обратились на "Volvo"?

- Нет, компания "Volvo" сама к нам обратилась. Они ищут молодежь. Отобрать ребят сложно, они же поначалу как коты в мешке. Есть троечник, который сможет прекрасно работать, и есть отличник, сильный в теории и не способный к практической деятельности. В компьютере заложена программа, определяющая средний балл каждого студента за все годы обучения. Рекомендованных ею вызывали на собеседование. Уже второй год проверяют. Для ребят это что-то новое, спрашивают, как им себя вести. Мы говорим: "Дверь открыли, вошли - все, вас уже тестируют". Ведите себя как обычно, только не нахальничайте, как бывает в деканате. "Opel" обращается к нам часто. Ну и, конечно, комбинаты. Сейчас в нашем отделе кадров лежат заявки от 38 организаций. На 10-15 человек от каждой фирмы. 

- А сколько выпускаете?

- Около 150 человек.

- Новоявленные инженеры легко находят работу?

- Да они у нас уже с 3-го курса трудятся. С первой практики присматривают себе место, где интереснее, где больше платят, и к 5-му курсу уже определяются с местом. В деканате целая папка заявок, но они не обращаются - нет надобности. На вручение дипломов собирается много работодателей, а заключают контракты единицы: все студенты уже работают. 

- Это государственные автопредприятия или иностранные фирмы?

- "Volvo", "Ford", "Opel". Им требуется много специалистов по продаже запасных частей. Мы открыли специализацию по подготовке таких торговых работников. Вот только что звонил наш выпускник, директор фирмы. Слезно просил 2-3 человек на зарплату $500 на время стажировки, а дальше 700 и выше. А студенты выбирают, не сразу-то и соглашаются. 

- Студенты всерьез увлечены автомобилями?

- Почти все. Есть просто фанаты. Участвуют в ралли для студентов.

- А где машины берут?

- Это их собственные. У них сейчас больше автомобилей, чем у преподавателей. 

- Есть какие-то мастерские, где студенты сами могли бы ремонтировать свой автопарк?

- Они могут поработать на нашем полигоне в Черной Грязи, там есть мастерские. 

- То есть студент, купив за $300 "копейку", может загнать ее на полигон и отремонтировать?

- Нет, ему отремонтируют. А по-другому мы пока не можем, площадей не хватает. У нас ведь сейчас есть специализация по автомобильному спорту. 

- Вы готовите спортсменов?

- И спортсменов тоже. Вообще называем это "инженер-тренер". Он способен организовать соревнования, обследовать, наметить трассу, квалифицированно подобрать судейскую коллегию, обеспечить безопасность. На повестке дня стоит строительство трассы для "Формулы-1"  - нужны специалисты. 

- На ваших кафедрах есть какие-то программы для школьников?

- Есть. Только не ремонт машин. Работа трудная, грязноватая, лексика на предприятиях далека от совершенства. Подростки могут работать с компьютерными технологиями. На кафедре двигателей разработан электронный учебник, первый в России, по двигателям внутреннего сгорания. За это наш коллектив, 22 человека, получил государственную премию. Ребята, победившие на олимпиадах, имеют преимущества при поступлении. У нас со многими школами заключены договоры, организованы классы по изучению материальной части автомобиля, вождения.  Москва - город автомобильный

- С какого класса школьники могут у вас работать?

- С 10-го. 

- А компьютерного учебника по автомобильному дизайну нет?

- Это не к нам. Проектированием автомобиля занимается МАМИ. Мы - эксплуатационники.

- Выпускников призывают в армию?

- Как обычно: лейтенанты служат два года, рядовые - год.

- Какие рядовые, у вас же военная кафедра?

- Туда еще надо поступить. У нас конкурс после второго курса. Отбираем лучших по среднему баллу.  - Кого в институте больше - москвичей или иногородних? - Иногородних мало. Мы больше работаем на Москву и область. Раньше, когда можно было прожить на стипендию, учились отовсюду. Приезжают на встречу выпускников, говорят, лучше вуза, чем МАДИ, они не знают. МАДИ - это фирма.

ГлавнаяНовостиМагазинАвтосервисЗапчастиУслугиСТОВакансииКонтактыанонсы из мира авто
 
(с) 2007-2012 Создание сайтов - "Редакция сайтов"